Поделиться: 

Томcк. Железнодорожные вокзалы

Станция "Томск-I" (c 1909г.), станция "Межениновка" (1898-1909гг.), разъезд "Степановка" (1895-1898гг.)

Расположение главного вокзала в районе Иркутского тракта возможно и было удобно промышленникам, но не населению Томска. Он изначально не пользовался популярностью. Большинство пассажиров сходило с поезда до него на Степановском разъезде, оборудованном при прокладке томской железнодорожной ветки возле пригородного дачного поселка Степановка.  Для пассажиров здесь была выстроена небольшая деревянная полуказарма.

Источник фото: книга "История строительства Томской ветви / В. И. Привалихин ; Худож. В. Грошев; Фот. Н. Голомидов. - Изд. в авт. ред. - Томск : Красное знамя, 1996"

Источник фото: книга "Очерк развития и деятельности Сибирской железной дороги за время с 1900 по 1910 гг. по данным, изготовленным для Омской выставки 1911 г. / сост. по поруч. начальника дороги инж. Н. П. Осипова, инженерами: М. Н. Орловым, П. В. Карпинским, С. Н. Самойловым. — Томск : Товарищество "Печатня Яковлева", 1912"

В конце XIX – начале XX веков в Сибири произошло событие, позволившее совершить большой рывок в развитии  этого региона России и кардинально изменившее судьбу одного из его крупнейших городов - Томска. 

В 1891 году началось строительство Транссибирской железнодорожной магистрали, через 10 лет связавшей столицу Российской империи Санкт-Петербург с ее тихоокеанскими портами - Владивостоком и Порт-Артуром.  Благодаря ней на карте страны появились новые населенные пункты, а небольшие поселки превратились в крупные города. В Томске же произошла обратная ситуация. Город потерял свое былое значение, а его развитие затормозилось на долгие годы. Это было обусловлено тем, что главная железнодорожная магистраль пролегла в 70 верстах южнее, лишив тем самым Томск роли важного транспортного узла по пути на восток. Так произошло по причине технических трудностей прокладки прямой линии  и экономической нецелесообразности делать специальную петлю через  город. Однако существуют и всевозможные домыслы и предположения о том, что город лишился главной линии Транссибирской магистрали по причине скупости местных купцов и нежелании дать взятку “кому следует”. Так или иначе, но город получил только тупиковую однопутную ветку железной дороги, связывающую его с магистралью в районе станции Тайга (Томск-Таежный). Ее торжественное открытие состоялось 22 июля 1896 года.


Расположение железнодорожных станций в Томске было определено еще в 1891 году. Планировалось, что главный пассажирский вокзал появится на южной окраине города в районе Спасской дороги (Коларовский тракт), товарная станция – в районе Иркутского тракта, а еще один вокзал на северной окраине Томска возле речного порта. Однако в 1895 году при принятии финального решения победили сторонники расположения главной товарно-пассажирской станции в районе Иркутского тракта в двух верстах от города за пересыльной тюрьмой (сейчас это станция “Томск-II”). Такое ее расположение в северо-восточной части города было обусловлено тем, что в этой стороне были сосредоточены основные торгово-промышленные учреждения.

Станция "Томск-II" (c 1909г. ), станция "Томск" (1895-1909гг.)

В 1895г. На станции в районе Иркутского тракта было выстроено деревянное пассажирское здание вокзала III класса и обустроена вся сопутствующая инфраструктура (паровозное депо, водонапорная башня, пакгауз, крытая грузовая платформа, служебные здания и жилые дома для персонала, лечебница и др.). Здание вокзала хоть и было красивым, но совсем не уникальным, т.к. строилось по типовому проекту. Такие же были построены на других станциях Транссибирской магистрали: Ачинск, Боготол, Болотная, Зима, Иннокентьевская (Иркутск-Сортировочный), Канск-Енисейский, Мариинск, Нижнеудинск, Обь (Новосибирск-Главный), Половина, Тайга, Тайшет. Деревянный вокзал в несколько видоизмененном виде простоял до середины 1990-х годов, когда был снесен. На его месте выстроено новое кирпичное здание с жутким дизайном.

1896г. Автор фото: И. Томашкевич. Источник: "Великий путь". Виды Сибири и ее железных дорог. Выпуск 1. От реки Оби до реки Енисея и Томская ветвь. Редактор и составитель: Мендель Аксельрод. Иллюстратор: И. Томашкевич. Издательство: Издатель А. Н. Аксельрод. 1899.

Конец XIX - начало XX веков. Источник: Томск: история города в иллюстрациях, 1604-2004 / Том. гос. ун-т, Том. обл. краевед. музей ; [идея, сост., дизайн, макет О. В. Патриной; сост., текст Н. М. Дмитриенко; фотосъемки В. В. Леонтьева и А. Ю. Почтарева; науч. ред. Э. И. Черняк] .— Томск : Издательство Томского университета, 2004 .

1899г. Празднование завершения строительства Средне-Сибирской железной дороги. Источник: Томск: история города в иллюстрациях, 1604-2004 / Том. гос. ун-т, Том. обл. краевед. музей ; [идея, сост., дизайн, макет О. В. Патриной; сост., текст Н. М. Дмитриенко; фотосъемки В. В. Леонтьева и А. Ю. Почтарева; науч. ред. Э. И. Черняк] .— Томск : Издательство Томского университета, 2004 .

Источник: книга "История строительства Томской ветви / В. И. Привалихин ; Худож. В. Грошев; Фот. Н. Голомидов. - Изд. в авт. ред. - Томск : Красное знамя, 1996"

1996г. Источник: книга "Мой Томск / София Привалихина. - Изд. 3-е, перераб. и доп. - Тула : Пересвет, 2011"

Автор фото неизвестен.

В 1898 году разъезд “Степановка” был преобразован в станцию и переименована в Межениновку в честь Н.П. Меженинова – главного строителя железной дороги от Новониколевска до Иркутска (в том числе и Томской ветви). Популярность этой станции вынудила власти построить в 1898-1899 годах на месте полуказармы деревянное здание вокзала, не уступающее своими размерами главному вокзалу Томска. Но в отличие от него вокзал “Межениновка” строился не по типовому проекту. По одной из версий его архитектором был Константин Константинович Лыгин. Деревянное здание вокзала на станции прослужило до середины 1910-х гг, когда было заменено новым кирпичным вокзалом в стиле модерн.

Станция “Черемошинская пристань” 

Станция “Черемошинская пристань” с деревянным одноэтажным вокзалом была построена на северной окраине Томска около речного порта.  Она выполняла главным образом товарную функцию, т.к. здесь происходила перевалка грузов с пароходов и пристанских складов в вагоны и наоборот. Вероятно, здание вокзала тоже было типовым. До наших дней не сохранилось.

1896г. Автор фото: И. Томашкевич. Источник: "Великий путь". Виды Сибири и ее железных дорог. Выпуск 1. От реки Оби до реки Енисея и Томская ветвь. Редактор и составитель: Мендель Аксельрод. Иллюстратор: И. Томашкевич. Издательство: Издатель А. Н. Аксельрод. 1899.

Фото начала XX века.